Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального казенного общеобразовательного учреждения Прогимназия № 3 г.п. Терек» (далее – Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой
сложную разнородную группу,
характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его
возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет
различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.
Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения,
словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности,
что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим
строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в
дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка,
семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины
речевого развития.
При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс
дошкольной образовательной организации обязательным условием является
организация его систематического, адекватного, непрерывного
психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия
возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы
медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с ТНР.
С учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего
последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт),
разработана настоящая Примерная адаптированная основная образовательная
программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее –
Программа).
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных
образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет
примеры вариативных способов и средств их достижения.
Программа является документом, с учетом которого организации,
осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования
(далее – Организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают основную
общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи.
По своему организационно-управленческому статусу данная Программа
обладает модульной структурой.
Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление
общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных
организациях, возрастных нормативов
развития, общих и особых образовательных потребностей детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи, определение структуры и наполнения
содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание
образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в
том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают
в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа
Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет
конструировать адаптированную основную образовательную программу дошкольной
образовательной организации для детей дошкольного возраста с ТНР.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты
освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых
ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации
программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер
взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему
отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей (коррекционную программу).
АООП
для детей с ТНР предполагает:
-
конкретизацию планируемых
результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с
учетом особенностей речеязыковых
нарушений и сопутствующих проявлений;
- дополнение содержательного раздела
направлениями коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной
коррекции недостатков речеязыкового
развития детей, психологической,
моторно-двигательной базы речи,
профилактике потенциально
возможных трудностей в овладении
грамотой и обучении в целом;
- определение содержания программы
коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры
дефекта, с обоснованным привлечением
комплексных, парциальных программ, методических и дидактических пособий и иных содержательных ресурсов,
предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые
нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта;
-
конкретизация и дополнение
пунктов организационного раздела с учетом изменений, необходимых для
эффективной работы с детьми с ТНР в
части планирования образовательной деятельности, обеспечения
психолого-педагогических условий развития детей, режима и распорядка дня, кадрового
обеспечения, оформления предметно-развивающей среды, перечня нормативных и
нормативно-правовых документов, перечня литературных источников.
АООП для детей с тяжелыми
нарушениями речи опирается на использование специальных методов, привлечение
специальных комплексных и парциальных образовательных программ (полностью или
частично), специальных методических пособий и дидактических материалов.
Реализация АООП для детей с ТНР
подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и
индивидуальных занятий.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах
деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими
детьми),
– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими
видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный и иной
материал),
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах),
– двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с
тяжелыми нарушениями речи в общество.
Коррекционная программа:
- является неотъемлемой частью
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений развития;
- учитывает особые образовательные
потребности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде
целевых ориентиров в
условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей
направленности.
В Организационном разделе программы представлены условия, в том числе материально-техническое
обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации
предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также
психолого-педагогически, кадровые и финансовые условия реализации программы. В
части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического
обеспечения дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию
достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития
детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы
Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации
направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри
образовательного процесса.
Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и
развитию.